Концепции и архитектура
BI-платформ
Основные определения и концепции BI-платформ. BI-технологии.
Функции системы BI. Виды BI-платформ и их компоненты.

Что такое BI?
BI (Business Intelligence) – это процесс, ориентированный на бизнес-пользователя, который помогает получить доступ, исследовать информацию, анализировать и понимать данные, что ведет к улучшенному принятию решений.
BI-технологии:
  • позволяют анализировать большие объемы информации
  • указывают пользователю на ключевые факторы, которые необходимы для принятия решений.
  • позволяют представлять информацию в удобном, для аналитика, виде
Основные функции системы BI
  • Управление в реальном времени бизнес-знаниями в рамках всего предприятия.
  • Простой доступ к информации для сотрудников компании различных уровней.
  • Рост объема перерабатываемой информации, повышение конкурентоспособности.
  • Проведение более эффективного анализа доходов и расходов.
  • Предоставление исполнительным директорам комплексной и более наглядной картины предприятия по всем направлениям бизнеса.
  • Отслеживание ситуации как на всем предприятии в целом, так и на каких-то конкретных проблемных участках в частности.

Основные технологические средства реализации функциональности систем бизнес-аналитики
  • отчеты и средства их создания;
  • специализированные средства создания отчетов;
  • генераторы отчетов, встроенные в средства разработки;
  • нетрадиционные средства создания отчетов;
  • OLAP-средства;
  • клиентские OLAP-средства;
  • серверные OLAP-cредства;
  • средства поиска закономерностей (Data Mining-средства) и т.д.

Требования к системе бизнес-аналитики
Система бизнес-аналитики должна:
  • иметь единый графический интерфейс пользователя (GUI), который обеспечивает интуитивную навигацию и комфортность в работе;
  • предоставлять гибкий анализ и отчетность сотрудникам различных подразделений для просмотра сводных данных, используя одни и те же разрезы деятельности в сопоставимых показателях;
  • иметь открытую архитектуру и организационную масштабируемость, которые дают контролируемое, последовательное и быстрое развертывание аналитической системы во всех подразделениях предприятия;
  • иметь мощную систему административного контроля, которая освобождает ИT-службу от необходимости составления многих форм отчетности, но в то же время обеспечивает контроль доступа к базам данных, конфиденциальность и мониторинг изменений;
  • обеспечивать быстрое внедрение, которое способствует скорейшему получению практических результатов и ускоряет отдачу от инвестиций в программное обеспечение.

Преимущества систем BI
Cистемы BI позволяют:
  • лучше анализировать структуру покупательского спроса и потребности ваших клиентов;
  • использовать гибкую стратегию продаж и целевой маркетинг;
  • по-новому представить на рынке возможности вашей продукции;
  • выявить слабые места в цепочке поставок;
  • исключить неоправданные производственные и коммерческие расходы;
  • выявить стратегические тенденции в изменении ценовой структуры и номенклатуры выпускаемой продукции.



Архитектура современной системы бизнес-аналитики
Архитектура современной системы бизнес-аналитики является многоуровневой и включает следующие уровни:
  1. сбор и первичная обработка данных;
  2. извлечение, преобразование и загрузка данных;
  3. складирование данных;
  4. представление данных в витринах данных;
  5. анализ данных
  6. Web-портал.

Виды BI-платформ
BI-платформы бывают двух видов:
  1. С хранилищем данных
    Одной из главных целей создания хранилища данных является ориентация на анализ накопленных данных, т.е. структуризация данных в хранилище данных должна быть выполнена таким образом, чтобы данные эффективно использовались в аналитических приложениях.
  2. Без хранилища данных
    К BI-платформа без хранилища данных относится, например, программа PowerBI, QlickView.

Компоненты BI-платформ

Средства интеграции
  • BI-инфраструктура: все инструменты BI-платформы должны использовать общие метаданные, единую объектную модель, сквозную модель безопасности, общие средства администрирования, портальной интеграции, общий движок исполнения запросов.
  • Управление метаданными – процесс управления данными, связанными с информационными активами организации по обеспечению интеграции, доступа, совместного использования, анализа и пр. для достижения наилучших результатов организации.
  • Разработка
  • Взаимодействие

Представление информации
  • Средства создания отчетов
  • Информационные панели
  • Произвольные запросы (выполнять не типовые запросы без привлечения IT-специалиста)
  • Интеграция с другими программами
  • Возможности поиска
  • Мобильные возможности

Анализ данных (оперативная аналитическая обработка данных - OLAP)
  • Гибкий просмотр информации
  • Произвольные срезы данных
  • Детализация
  • Свертка и консолидация
  • Вращение
  • Сравнение во времени
  • Моделирование
  • Карты показателей.